Петр Васильевич Аравин родился в 1908 г. в селе Беково, Саратовской губернии.
Маститый ученый-историк, известный знаток русской и казахской музыки, внесший большой вклад в развитие музыковедческой мысли в России и Казахстане.
Творческая деятельность Петра Васильевича начиналась в стенах Московской консерватории, где его учителями-наставниками по истории русской и зарубежной музыки, по анализу музыкальных произведений были М. В. Иванов-Борецкий, М. С. Пекелис, Ю.В. Келдыш, Л. А. Мазель, В. А. Цуккерман. 20-30-е годы, работая в над рукописными фондами Государственной библиотеки СССР им. В.И, Ленина и Гос. Исторического Музея, Петр Васильевич готовит к публикации неизданные письма М. А. Балакирева к Н. Г. Рубинштейну (журнал «Советская музыка» 1934 г.), изучает архивный фонд поэта А. Голенищева-Кутузова, письма М.П. Мусоргского, П. И. Чайковского, и др. Все это время его деятельность лежит в области изучения русской музыки 17-18 веков.
В 1941 году Петр Васильевич оставил работу в Калининской консерватории, где в апреле родился мой отец, и ушел добровольцем на фронт. Вернулся с орденом и четырьмя медалями.
1945 год – сотрудник Музыкально-исторического кабинета при Московской консерватории (под руководством Б.В. Асафьева), его главный труд этого периода – работа над материалами о жизни и деятельности крупного русского поэта и композитора 17 века Германа Воскресенского. С сообщением о некоторых открытиях в этом направлении он выступил на заседании комиссии «Музыкальная Москва».
1948 год – с этого времени Петр Васильевич постоянно живет и работает в Алма-Ате. Конечно, меняется и направление его творческой деятельности. Аравин изучает архивы Алма-Аты, Астрахани, Оренбурга, Москвы, Ленинграда, осваивает историческую проблематику, связанную с развитием уже казахской культуры, как народной, так и профессиональной. Его исследовательский труд увенчался успехом: были открыты новые материалы о Курмангазы и Даулеткерее – великих казахских композиторах 19 века. По ним документально установлена история судебного преследования Курмангазы, выявлены творческие связи Даулеткерея с русской культурой, впервые обнаружены фотографии и живописные портреты Даулеткерея. Также Петром Васильевичем найдено множество документов, проливших свет на жизнь крупнейших представителей Западно-Казахстанской домбровой музыки – Сейтека, Мусарали, Аликея, Туркеша.
Наиболее значимые книги и статьи Петра Васильевича Аравина в этот период:
«Даулеткерей и казахская музыка 19 века»
«Теоретические проблемы казахской домбровой музыки»
«Звуковая система домбрового строя»
«Строение кульминаций в казахских кюях»
«Ритмическая организация казахского мелоса»
«Переменная структура домбровых кюев»
редакция нескольких сборников Алма-атинской консерватории «Музыковедение»и др.
Много лет Петр Васильевич руководил кафедрой истории музыки Алма-атинской консерватории им. Курмангазы. Он не только преподавал, но и являлся научным руководителем аспирантов. На втором этаже и сегодня можно увидеть табличку рядом с кабинетом № 11 «Класс профессора П. В. Аравина».
Аравин неоднократно появлялся на телевидении с просветительскими программами, выступал на Седьмом и Восьмом Международных Музыкальных конгрессах (1972), на Трибуне стран Азии (1973), на конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Л.В. Бетховена.
1978 год – В концертном зале Алма-атинской консерватории праздновался 70-летний юбилей Петра Васильевича, профессора, члена Академии Наук СССР, почетного члена нескольких Музыкальных Академий Европы, педагога и ученого. А спустя год, всего за месяц до дня своего рождения, Петр Васильевич умер. |